Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с. Лэзым (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155); Приказа Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; на основе Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Программа МАДОУ «Детский сад» с. Лэзым в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел. Каждый из основных разделов включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Программа МАДОУ «Детский сад» с. Лэзым реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском, и может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программы не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.
Нормативный срок освоения Программы составляет 6 лет. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении, является преемственной для каждого возрастного этапа и предполагает включение ребенка на любом этапе ее реализации.
Лицензия на право образовательной деятельности от 17 июня 2015 года (913-Д серия 11 Л01№ 0001246, срок - бессрочно).
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.
Программа МАДОУ «Детский сад» с. Лэзым определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В дошкольном учреждении функционируют две разновозрастные группы:
группа раннего развития (дети с 1 до 3 лет);
дошкольная разновозрастная группа (дети от 3 до 7 лет).
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН.
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели, с 12-часовым пребыванием, с 07.00 до 19.00.
Используемые программы.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и дополнена в необходимом объеме положениями инновационной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с., что позволяет использовать ее инновационные разработки и приводит к повышению качества дошкольного образования в Организации.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности детского сада – этнокультурное воспитание и развитие детей. Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию коми регионального компонента, исходя из опыта и квалификации педагогов ДОУ, введены дополнительные часы по обучению коми языку. Овладение коми языком идет через организацию совместной образовательной деятельности. Образовательные задачи по приобщению детей к истории, культуре, традициям коми народа интегрируется в пяти образовательных областях наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, а также в организуемых ежедневно ситуативных беседах при проведении режимных моментов, при организации игровой, проектной и другой деятельности. Образовательная деятельность строится на основе комплексной программы «Парма»: программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми /под редакцией С.С. Белых, С.Н. Штекляйн, Н.Б. Потолицыной. - Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010; Программно-методических материалов для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях/ авторы З.В. Остапова, Т.А. Москвина. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012.; Парциальной образовательной программы «Детям о Республике Коми» / авторы-составители: Остапова З.В., Рудецкая М.В., Набиуллина И.Н., Чудова Т.И. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020.
Цели и задачи Программы.
Цель Программы МАДОУ «Детский сад» с. Лэзым в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО— «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы дополняет цель, обозначенную в ФОП ДО, целью воспитать в детях социальную ответственность, как обозначено в Указе Президента и в инновационной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инструментом воспитания в детях социальной ответственности является создание пространства детской реализации (ПДР) .
Цель Программы достигается через решение задач, обозначенных в ФОП ДО, дополненных задачами программы «ОТ ОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
Задачи ФОП ДО Дополнительные задачи
из программы
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей создание пространства детской реализации (ПДР), что означает создание условий для развитие личности ребенка через поддержку детской инициативы, творчества, самореализации
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия использование преимуществ сетевого взаимодействия с профессиональным сообществом и социальным окружением
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности обеспечение преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности учет региональной специфики и специфики дошкольной организации
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
Цель части программы, формируемой участниками образовательных отношений: приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку коми народа, формирование первоначальных представлений о Республике Коми, воспитание любви к своей родине.
Задачи:
формирование представлений детей о культуре коми народа, его традициях, творчестве; об истории республики, отраженной в названиях улиц, памятниках; о символике республики и родного района (гербе, гимне, флаге);
формирование эмоционально-положительных чувств детей к окружающему миру: любви и привязанности к своей семье и дому; интереса к жизни родной республики и района (города, села); уважения к языку, культуре и традициям коми народа, к историческому прошлому; восхищения народным творчеством;
взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольной образовательной организации, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка.
При реализации основной образовательной программы МАДОУ "Детский сад" с. Лэзым не используются дистанционные образовательные технологии.
В МАДОУ "Детский сад" с. Лэзым на 01.09.2023 года не реализуются адаптированные образовательные программы.
Образовательная область /Организованная образовательная деятельность:
Познавательное развитие:
Представление об окружающей действительности:
-Ознакомление с дидактическим материалом;
-Расширение ориентировки в окружающем;
-Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).
Речевое развитие:
-Развитие речи. Приобщение к художественной литературе;
-Подготовка к обучению грамоте.
Социально-коммуникативное развитие;
-Формирование первичных ценностных и социальных представлений, развитие
коммуникативных и регуляторных способностей, формирование основ безопасности;
-Формирование основ безопасности.
Художественно-эстетическое развитие:
-Музыкально – художественная деятельность;
-Рисование;
-Лепка ;
-Конструктивно-модельная деятельность;
-Аппликация;
-Игры со строительным материалом
Физическое развитие:
-Формирование ЗОЖ. Развитие движений;
-Формирование ЗОЖ. Физическая культура.
Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Познавательно-речевое развитие:
-Приобщение к истории, культуре и традициям коми народа;
- Коми язык.